К баннерам даже мы в своей глубинке уже привыкли. А уж в городе они на
каждом шагу. В основном это, конечно,реклама в самом прямом ее понимании. Но в последнее время на растяжках,
щитах, электронных табло и т.д. сталопоявляться много некоммерческой рекламы, или как в России ее называют,
социальной. Цель ее - изменение отношения людей к какой-либо проблеме,
заострениевнимания на чем-то очень
важном, то есть в принципе, утверждение простых жизненных истин, а иногда –
создание общественного мнения. Вспомните, например, слоган-призыв : «Позвоните
родителям!», немудреныесюжетики по TV и на стендах на эту тему.
Они затронули и заставили многих вспоминать о родителях и общаться с ними хотя
бы по телефону почаще.
Такие баннеры ставят разные
организации, у нас в Тисуле они чаще располагаются на зданиях: больнице,
соцзащите, Центре занятости и т.д. В городах такого рода рекламу активно
используют налоговая полиция, а такжеГИБДД
для профилактики дорожно-транспортных
происшествий. Обычно это изображение детей с различными надписями,
предостерегающими водителей или родителей, призывающими и тех и других не
нарушать правил, и не быть беспечными.
Именно такой баннер недавно появился на улице Советской в том месте,
где в прошлом году была сбита насмерть маленькая девочка. Кроме фотографии, на
нем надпись: «Водители, не убивайте нас! Мы хотим жить!» И маленькими буквами
внизу: «В память нашей доченьки Наденьки».
Возвращаться к теме трагедии и постороннему-то человеку тяжело, поэтому
вряд ли мы стали быписать об этом сами.
Но к нам обратился отец погибшего ребенка с вопросом: «Почему ему не дают
официальное разрешение ни в администрации поселка, ни в отделе архитектуры
района на установку баннера?» Свое заявление главе района с его резолюцией
«разрешить» А.Анисимов нам тоже принес. Думаем, вряд ли в данном случае и
понадобилось какое-то особое разрешение,
если бы в обе эти инстанции не стали поступать жалобы от тех или того, кто
против этого баннера. К нам такого рода звонков не было, поэтому мы можем лишь
гадать, чем он жалобщика так раздражает. Обсудив и выслушав мнения коллег, мы
пришли к выводу, что в данном случае критериями «нравится – не нравится» вряд
ли стоит руководствоваться. Уж слишком щепетильная тема. С одной стороны, крик
души убитых горем родителей… С другой, давящее
чувство вины родственников виноватого… И печально известная улица Советская,
продолжающая «собирать» свои жертвы, грозящая со временем превратиться в аллею
портретов…
Поэтому мы просто обратились в инстанции с вопросом о законности
установки такого типа баннера.
НАМ ОТВЕТИЛИ
Глава Тисуля В.П.Ломекин:
- У нас лежит заявление об установке данного баннера. Мы отправили
заявителяв архитектуру. Потому что у
местной администрации нет таких полномочий, они переданы в районную
администрацию, архитектора в штате у нас нет. Надо еще договор об аренде
земельного участка под баннер. А вообще мы впервые в поселковой администрации
сталкиваемся с такого рода проблемой, поэтому не знаем, как быть. Звонок
возмущения поступал. А баннер уже стоит. Не знаю, наверное, надо было отправить
заявителя в прокуратуру.
Гл. архитектор района Н.А.Демина:
- Да, нам переданы некоторые полномочия местной администрации, в том
числе и части градостроительного кодекса. Но в нем о такого рода баннерах
ничего не сказано. Если бы это была коммерческая реклама, тогда другое дело.
Нам мужчинасказал, что это просто
память о ребенке. Располагается знак на территории поселка Тисуль, значит,
разрешение на него и нужно получать у главы данного поселения. И потом, баннер
–это же временная конструкция. Через год-полтора она устареет под воздействием
природных явлений: дождя, ветра, мороза. И ее надо будет демонтировать. Поэтому
стоит ли это возводить в проблему.
Позвонили мы и начальнику ГИБДД,
ведь, по сути, это их тематика – профилактика ДТП. Д.Н.Бубнов ответил, что
установка такого баннера на обочине дороги с призывом к водителям не противоречит правилам дорожного движения.
Только поставлен он должен быть в соответствии со всеми требованиями.
ПО ЗАКОНУ «О РЕКЛАМЕ»
И наконец, мы обратились к
федеральному закону «О рекламе» (статья 19).Вот сокращенные выдержки из него:
«В соответствии с буквальным толкованием ранее действующей редакцией п.
2 ст. 19 Закона "О рекламе" рекламные конструкции должны использоваться
исключительно в целях распространения рекламы, под определение которой попадает
исключительно коммерческая информация.
Такая позиция не представляется справедливой. СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА преследует общественно полезные цели, которые
должны ставиться на ступень выше коммерческих. А наружная реклама - один из наиболее действенных способов воздействия на
сознание человека, доступный для широких масс. Поэтому запрет на размещение
рекламы, "нужной" всем, в местах, доступных всем, противоречит
законам логики. Указанный выше нормативный акт (прим.: Федеральный закона от 21 июля 2007 года N 193-ФЗ "О
внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального Закона "О рекламе")устранил неоправданное ограничение на
размещение социальной рекламы».
«Технические требования к конструкциям наружной рекламы устанавливаются
ГОСТами, строительными и санитарными, правилами эксплуатации и установки… При
принятии технических регламентов учитывается, что установка "наружки" не может создавать угрозу
безопасности, ухудшать архитектурный облик населенного пункта, она должна быть
тщательно спроектирована и изготовлена исходя из нагрузок и эстетических
понятий. Регламенты содержат положения о том где, на каком расстоянии должна
располагаться реклама от основных недвижимых объектов на улицах города, дорог,
какая дистанция должна соблюдаться между рекламными конструкциями в зависимости от
динамики движения на улицах и т.д.»
«Технические документы
принимаются как на федеральном уровне (ГОСТ Р 52044-2003, утвержденный
Постановлением Госстандарта РФ от 22 апреля 2003 N 124-ст "Наружная
реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений.
Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила
размещения"), так и на уровне
отдельных муниципальных образований».
Так что, судя по закону, решать эти вопросы должны все же местные администрации,
возможно, комиссионно с представителями архитектуры, сотрудниками ГИБДД и теми,
кто отвечает за надежность конструкции.
ЧТО ДУМАЮТ ВОДИТЕЛИ?
Сам А. Анисимов в заявлении на установку баннера указал, что, по его
мнению, «установка такого щита имеет важное социальное значение, а также будет
выполнять роль профилактики ДТП».На
словах же добавил: «Если это спасет еще хоть одну жизнь, мне будет легче».
Раз уж слова на баннере обращены в первую очередь к тем, кто за рулем,
мы тоже, делая фото на Советской, обратились к водителям проезжающих
автомобилей с вопросом, мешает ли им как-то он, раздражает, как они относятся к
тому, что на баннере фото не просто какого-то, а реально пострадавшего ребенка:
Павел:
- Я тисульчанин, водитель с большим стажем. Мне щит не мешает,
наоборот, заставляет быть осторожным. Конечно, кто помнит об этой трагедии, тот связывает это с конкретным
случаем и конкретными людьми. А что, пусть и они помнят. Но даже в Тисуле не
все знают об этом, а для остальных это просто плакат, призывающий соблюдать
правила.
Евгений:
- Такие знаки сейчас ставят повсюду. Может, этозаставит водителей вспомнить, что и у них
есть дети и не лихачить. Смотреть на ребенка, которого уже нет, конечно,
страшно. И слова «не убивайте» резкие. Но так уж видать устроены люди, что их
ввести в шок или вывести из него могут только потрясения. А если нельзя такой
знак поставить на месте трагедии, то, может быть, его надо поставить на въезде
в Тисуль, тогда он будет просто обращением ко всем водителям, а не напоминанием
тому, кто задавил ребенка. Еще я вроде бы читал, что ставить придорожные
памятники на месте гибели людей запрещали, а может быть, это только в какой-то
конкретно области. Точно не помню. Но на трассах, не в Кемеровской
области,видел установленные на
некотором расстоянии от дороги постамент, а на нем – искореженный автомобиль.
Думаю, это действенно, чтобы с тобой такого не случилось, волей-неволей
скорость сбавляешь.
Что же касается баннеров вообще, а не в частности этого. Именно тех,
которые направлены на профилактику ДТП, то их неплохо и по всему Тисулю
расставить, хотя бы и на улице Мира, например, на которой что ни дом, то
ребенок, а то и два-три. Поэтому родители с ужасом ждут приближения летнего
купального сезона. Наша улица – это
дорога на озеро Пустое. А знак ограничения скорости до 50 км для любителей
скоростной езды просто незаметен.Так
неплохо было бы на время лета установить баннер побольше, особенно в конце
улицы, потому что на озеро обычно (впрочем, не всегда) едут еще не очень
быстро, а вот погуляв там на природе, обратно несутся не всегда трезвые и со
скоростью ракеты. Может, подумаем, родители!
Дело направлено в суд
Читатели интересовались, как наказали виновного в гибели
ребенка водителя?За ответом мы
обратились к руководителю Тяжинского межрайонного следственного отдела П.А.
Рафикову:
- В ходе расследования уголовного дела установлено, что причинами
совершения данного преступленияявились
превышение скорости и нахождение лица, управляющего автомобилем, в состоянии
алкогольного опьянения.4 июня
производство предварительного следствия по данному уголовному делу закончено. 7
июня утверждено обвинительное заключение и уголовное дело направлено в суд для
рассмотрения.